Цель современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность. Человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать и творить. И приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству, патриотических чувств и развития духовности выступает одной из приоритетных задач современной педагогики. Именно в дошкольный период необходимо прививать детям чувство прекрасного, доброго. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. В дошкольном возрасте должно происходить начало формирования элементов музейной культуры, и целью является изучение, обогащение опыта, связанного с освоением детьми объекта в условиях музея и музея как нового пространства.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду создана система работы с детьми по данному направлению. Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. Руками педагогов в детском саду создан музей «Русская изба». Идея его создать возникла давно. Обратились с просьбой к родителям и сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда. Так по крупицам стали появляться экспонаты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.
С его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.
Фольклорный музей — одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица — красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.
Направления работы -музея:
— Знакомство с русским народным бытом (с русской народной деревенской избой);
— Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;
— Знакомство с русской народной игрушкой (тряпичными и соломенными куклами, глиняной игрушкой, свистулькой);
— Знакомство с русским народным национальным костюмом.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
- Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал в соответствии каталога.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность.
В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.
ЦЕЛЬ:
- Средствами музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
ЗАДАЧИ:
- Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению краеведческой комнаты;
- Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
- Способствовать формированию представлений о семейного уклада;
- Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
- Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.